Модели транспортного потока и пропускная способность дорог

Модели транспортного потока и пропускная способность дорог

Количественные характеристики при переходе потока в различное качество, закономерности движения автомобилей в потоке и. всего потока в целом удобно изучать, используя метод моделирования. Существует большое количество моделей потока автомобилей, следующих по дороге, в различной степени соответствующих данным наблюдений. Все эти модели можно разделить на две группы: динамические (детерминистические) и вероятностные. Динамические модели основаны па изучении поведения отдельных автомобилей в потоке с распространением полученных зависимостей на весь поток или изучении всего потока, как непрерывного. Вероятностные модели основаны на предположении, что автомобили в потоке имеют свободу маневрирования, и поток рассматривается как скопление независимых друг от друга отдельных автомобилей. Динамические модели применяются при высоких интенсивностях движения, так как предполагают взаимное влияние автомобилей друг на друга. Практически — это интенсивность, превышающая 900 авт/ч, когда обгоны становятся почти невозможными. К динамическим моделям относятся: упрощенная динамическая, «следования за лидером», гидродинамическая, тепловая, газовая и др. 1. В расчетах часто применяется упрощенная динамическая модель, предполагающая движение автомобилей с равной скоростью j на разных расстояниях друг от друга. Все рассмотренные упрощенные динамические модели имеют существенный недостаток. В них не учитывается состав потока, удельное содержание автомобилей различных моделей с отличающимися скоростями, тормозными устройствами, состоянием протектора и т. п. Рассматриваются два автомобиля, и полученные зависимости распространяются па весь поток.

2. Дальнейшим развитием упрощенных динамических моделей является теория «следования за лидером». В основу положена гипотеза о существовании определенного влияния движущегося впереди автомобиля на автомобиль, следующий за ним на небольшом расстоянии.