Зрительный контакт

Зрительный контакт

Зрительный контакт оратора со слушателем должен быть полноценным. Если вы заботитесь об одном слушателе, каждый из присутствующих будет ощущать заботу о себе.

«Представьте себе; что вам по силам не только своей речью, но самим своим присутствием сделать так, чтобы все слушатели в зале почувствовали себя гораздо лучше», — вот сверхзадача курса ораторского мастерства по Гликштейну.

ГЛИКШТЕЙН: …

Я вовсе не хочу сказать, что вы должны уделить каждому из своих слушателей невероятное количество времени. Но если вы заботитесь о слушателе, с которым вы только что скрестили свой взгляд, — каждый присутствующий в зале почувствует заботу о себе.

Даже если общение с избранным вами слушателем продолжалось несколько секунд и уже вы мягко перевели взгляд, остановив его на ком-то другом…

И еще: …Чтобы речь имела успех, нужно чувствовать аудиторию.

Если вы постоянно думаете о том, как бы наладить контакт с залом, значит, у вас нет этого контакта.

Вы исходите из того, что связь между вами и теми, кто пришел вас послушать, отсутствует.

А ее не надо налаживать. Просто допустите этот контакт, дайте ему проявиться.

Для Гликштейна зрительный контакт по принципу I «глаза в глаза» — не больше, чем технический прием. Вот і что он говорит по этому поводу: «Контакт посредством взглядов сам по себе ничего для меня не значит.

Это про-, стая регистрация: «я есть, и ты есть».

Настоящее общение происходит от сердца к сердцу. Ваши глаза лишь переправляют сердечное тепло тому, кому оно предназначено».

Разумеется, я, автор книги, воспевающей взгляд, как средство общения, не могу полностью согласиться с последним высказыванием. Я считаю, что сама природа, эволюция уготовили глазам особую роль в коммуникациях.

Если вы постоянно думаете о том, как бы наладить контакт с залом, значит, у вас нет этого контакта.

Но эту связь не надо специально настраивать.

Просто дайте ей проявиться. Высказывание Гликштейна я привожу потому, что согласен с ним не по форме, а по сути: с помощью различных коммуникативных техник можно в лучшем случае симулировать соединение с кем-то. Идет ли речь о соединении взглядов или о чем-то другом — это соединение должно быть настоящим.

Вы должны предоставить всего себя в распоряжение другого человека, на весь период взаимодействия с ним. (Мы уже обсуждали эту разницу между «казаться» и «быть» в предыдущем, пятом, разделе.

) Разницу трудно объяснить, но легко почувствовать, общаясь с кем-то. Каждый знает наверняка: слышит вас ваш собеседник, или же он играет внимание и участие. Речь идет ни много ни мало об отношении к жизни.

Если вы общались с людьми на разных приемах и коктейлях, вы наверняка понимаете, что я имею в виду, говоря о необходимости «присутствия в отношениях». Возможно, вам в этом поможет разработанная Глик-штейном методика, которую он называет «5 и 5». Договоритесь с партнером.

Тот, кто начинает разговор (допустим, вы), говорит минут пять о чем угодно.

Можно и отмалчиваться, если говорить вам абсолютно не хочется. Задача вашего партнера — присутствовать и слушать.

Последнее подразумевает, что он воспринимает не столько слова, сколько ваш настрой. Для этого он должен обратиться к вам нетолько глазами, а всем своим существом.

А для этого он должен предоставить себя в ваше полное и безусловное распоряжение. Всего на пять минут.

Всего пять минут он должен вас любить и лелеять.

Затем вы меняетесь ролями.

?