Политический советник: опытный практик, партнер и конструктивный критик

Политический советник: опытный практик, партнер и конструктивный критик

Моим вторым советником был Джим Ричард, упомянутый мною ранее, ученик психотерапевта Карла Роджерса, в годы Второй мировой войны служивший офицером армейской разведки США в России. Видение межличностных отношений сформировалось у Джима, во-первых, под влиянием гуманных и ненасильственных форм психотерапии, проповедуемых Роджерсом, и во-вторых, с помощью личного опыта погружения в недра культуры страны, с иным подходом к использованию индивидуальной инициативы.

Именно поэтому он стал проводником стиля управления, позволявшего создать максимальное вовлечение работников в процесс руководства предприятием и сформировать дух продуктивной конкуренции на рабочем месте. Чуть позже Джим стал главой компании по производству насосов в штате Айова и одним из первых клиентов тех специалистов, которые и создали в США науку о развитии организаций (включая Криса Аргириса, Уоррена Бенниса.

Дика Берк-харта, Боба Блэйка, Ли Брэдфорда и Джека Джибба).

Джим превратил свою компанию в своеобразный полигон для испытания и совершенствования новых подходов к управлению и построению организационной структуры корпорации. Позже практически все эти методы стали классическими и общепринятыми.

Помимо его собственной компании, его советники консультировали и таких крупных клиентов, как, например, фирма Polaroid.

Однажды Крис Аргирис сообщил основателю и президенту Polaroid Эдвину Лэнду, что его компания достигла момента, когда следовало бы перейти к более профессиональному и формальному способу привлечения, управления и мотивации персонала.

Лэнд попросил у него совета относительно возможных мест найма новых специалистов для этой цели. Аргирис посоветовал ему нс продвигать служивших в то время в Polaroid сотрудников кадровой службы (в те годы речь еще не шла об «управлении человеческими ресурсами»), а найти человека, который бы до этого имел практику работы на высшей корпоративной должности и представлял себе, каким образом можно оптимизировать бизнес-процессы.

Именно так Джим Ричард стал первым главой кадровой службы Polaroid.

Достаточно эклектичное прошлое Джима дало ему понимание и ощущение корпоративной культуры как таковой, и тех политических течений, которые, действуя в глубине и на поверхности, формируют ее. Он был мудрым и опытным наблюдателем организационной жизни и развития компаний. Я познакомился с ним еще в студенческие годы.

Мы стали друзьями, и в какой-то момент я предложил ему стать штатным советником нашей компании.

Он понимал, ради чего и какие реформы я хочу провести, поскольку они органично следовали из его усилий, и я ему доверял.

Я знал, что всегда могу рассчитывать на его глубокое знание особенностей организационных структур, во многом из-за его уникальной особенности располагать людей к искреннему разговору и умело отслеживать теневую иерархию влияния в компании. Он помогал мне, когда дела шли хорошо, но особенно ощутимой его помощь была в те моменты, когда все развивалось не лучшим образом, и шансы на успех были невелики.

В отличие от Брюса, Джим не предлагал готовых решений и не выносил категорических суждений. Он скорее указывал на те аспекты ситуаций, которые помогали мне самому увидеть и понять, что происходит.

Он всегда подталкивал к пониманию поведения людей, которое казалось мне странным. Кроме того.

Джим побуждал меня понимать позиции и мнения людей, которыми я пытался руководить или на которых я пытался влиять.

Свободный обмен мнениями в ходе наших бесед позволил мне выработать несколько стратегий корпоративного влияния и руководства, которые мы успешно применяли в течение последующих 15 лет. Советы и рекомендации Джима в первую очередь относились к политической области.

В какой-то степени он выполнял и функции эксперта, поскольку сам когда-то провел свою корпорацию через этап реформирования. Но он был также моим советником-партнером, выполняя одновременно и функции конструктивного критика, и руководителя ряда наших внутрикорпоративных Проектов по изменению культуры.