Основы эксплуатации и обслуживания аккумуляторных батарей

Основы эксплуатации и обслуживания аккумуляторных батарей

Неопытным водителям кажется, что аккумуляторная батарея несложное по конструкции устройство, которое не требует особого внимания. Однако когда автомобиль невозможно завести по причине сбоя в работе аккумулятора, это мнение сразу же меняется. Заботливые владельцы регулярно контролируют уровень зарядки аккумуляторных батарей своего автомобиля даже при их безотказной работе. При активном использовании батареи раз в 2 – 3 месяца необходимо проверять значение напряжения тока на клеммах при работающем и не работающем двигателе, контролировать неисправности в системе электрооборудования машины.

Во время функционирования все аккумуляторы расходуют воду из электролита, как результат над пластинами уменьшается резервный уровень электролита, а плотность или концентрация кислоты повышается. Ресурс работы аккумулятора в этом случае значительно сокращается. На скорость потери воды оказывает влияние состояние электрического оборудования авто, а решающее значение имеет качество материалов, использованных при изготовлении батареи. Сочетание этих факторов меняет степень износа, которая разнится в десять и даже тридцать раз. Поэтому уменьшение уровня электролита до самого критического значения может произойти за один — три месяца, к примеру, при неисправном регуляторе напряжения, а может за два — четыре года.

При использовании классических, свинцовых аккомуляторов, контроль уровня электролита нужно производить один — два раза в месяц, не реже, с добавлением при необходимости дистиллированной воды. Стоит учитывать, что степень саморазряда составляет до 14% в месяц, которая прогрессирует при эксплуатации и через 1,5 – 2 года работы повышается в 3 – 4 раза. Поэтому при продолжительном простое аккумуляторных батарей, они требуют подзарядки каждые один — два месяца. Чтобы аккумулятор не разрядился во время продолжительной стоянки автомобиля, советуем отсоединять его от сети, так как при утечке тока в системе электрооборудования, АКБ может настолько разрядиться, что просто не запустит мотор.

Когда аккумулятор быстро разряжается и после отсоединения от бортовой сети, причину можно искать в повышенном саморазряде для старой батареи и о внутреннем дефекте — для новой. Причиной быстрого саморазряда может быть дефект изготовления, а также ошибки в период эксплуатации, либо естественный износ.

Старайтесь не допускать многократной глубокой разрядки АКБ до уровня более 40 – 50 % от ее нормальной емкости. Она в этом случае, просто не сможет в полном объёме зарядиться от генератора.

Предпосылок для глубокой разрядки аккумуляторов всего три:

из-за повреждения проводки — утечка тока;
неисправность регулятора напряжения или генератора;
длительное потребление электросети при выключенном двигателе.
Причины плохой работы АКБ и ее выхода из строя

На практике аккумулятор хуже работает и выходит из строя когда:

есть дефект производителя;
условия эксплуатации аккумулятора нарушены;
аккумулятор исчерпал предназначенный для него ресурс.
Дефект производителя. Качество аккумуляторных батарей обеспечено производителем при разработке и изготовлении. Все батареи подвергаются контрольным проверкам на последнем этапе производства. Дефекты, не обнаруженные на этом этапе, определяются на начальном этапе эксплуатации. Проблемы при пуске двигателя или полное бездействие батареи при нормальных параметрах плотности электролита и напряжения в разомкнутой цепи, говорят о производственном дефекте.

Быстрый износ. Он всегда происходит из-за неправильной эксплуатации, в основном это «недозаряд» или «перезаряд». «Перезаряд» происходит в автомобилях, где уровень зарядного напряжения больше 14,5В, это приводит к быстрой потере жидкости и коррозии положительных токоотводов батареи. Необходимо долить в аккумулятор дистиллированной воды и немедленно найти причину повышения напряжения.

Эксплуатация аккумулятора при уровне зарядного напряжения в автомобиле менее 13,8В, приводит к стремительному «недозаряду». Работоспособность АКБ постепенно ухудшается, степень ее заряженности быстро понижается пропорционально времени эксплуатирования, до тех пока не достигнет значения зарядного напряжения.

Бывает так, что в процессе эксплуатации при неблагоприятных условиях и нарушении требований инструкции, батарея выходит из строя в период гарантии производителя. Батареи с такими нарушениями правил эксплуатации замене по гарантийным обязательствам не подлежат.